Синяя тетрадь
Год фильма: 1963
Страна: СССР
Жанр: Исторический
Студия: К/ст им.Горького
В ролях: Михаил Кузнецов (II) (Ленин), Марк Никельберг (Григорий Зиновьев), Юрий Соловьев (Рахья), Виталий Матвеев (Алексей), Василий Ливанов (Дзержинский), Борис Токарев (Кондратий), Любовь Соколова (Емельянова), Николай Лебедев (Николай Александрович Емельянов), Эдишер Магалашвили (Орджоникидзе), Александр Палеес (Свердлов), Николай Граббе (Александр Васильевич Шотман), Иван Рыжов /Ivan Ryzhov/ (крестьянин), Анатолий Антосевич, Игорь Озеров (Вячеслав Зоф)
Режиссер: Лев Кулиджанов
Сюжет:
Историко-революционный фильм. По одноименной повести Эммануила Казакевича.
О пребывании В. Ленина и Г. Зиновьева летом 1917 года в Разливе. «Синяя тетрадь» снималась по строго-настрого запрещенной книжке Эммануила Казакевича. Книжка считалась антисоветской, антикоммунистической, но потом наступила оттепель, и книжка как бы тоже «оттаяла». На самом деле фильм скрывает в себе внутреннюю историю. Это история о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад. Все эти прекраснодушные разговоры о том, надо ли говорить правду народу, дискуссии Ленина и Зиновьева у костра. Лев Александрович снимал героев повести — Ленина, Дзержинского, Зиновьева, Свердлова — живыми людьми, а не говорящими памятниками. Они не вещали, они разговаривали. И мой Дзержинский был совершенно непривычным, не «железный Феликс» в кавалерийской шинели, а франт в чесучовом костюме и шляпе из панамной соломки, каковым он и был. Конечно, некоторая идеализация этих персонажей присутствовала и у Казакевича. Поэтому очень умные (без кавычек) коммунистические цензоры обнаружили в фильме большой подвох. В контектсе с теми реалиями, которые были уже известны, стало ясно, что эта картина о благих намерениях и о том, что эти намерения породили. «Синяя тетрадь» продержалась в одном-единственном кинотеатре «Россия» по-моему, с неделю. Потом картину сняли, и тихо забыли о ней. Так, уже во второй раз, «закрыли» повесть Казакевича, хотя в те годы произведения о Ленине уже мало кто читал.» (Василий Ливанов).
О пребывании В. Ленина и Г. Зиновьева летом 1917 года в Разливе. «Синяя тетрадь» снималась по строго-настрого запрещенной книжке Эммануила Казакевича. Книжка считалась антисоветской, антикоммунистической, но потом наступила оттепель, и книжка как бы тоже «оттаяла». На самом деле фильм скрывает в себе внутреннюю историю. Это история о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад. Все эти прекраснодушные разговоры о том, надо ли говорить правду народу, дискуссии Ленина и Зиновьева у костра. Лев Александрович снимал героев повести — Ленина, Дзержинского, Зиновьева, Свердлова — живыми людьми, а не говорящими памятниками. Они не вещали, они разговаривали. И мой Дзержинский был совершенно непривычным, не «железный Феликс» в кавалерийской шинели, а франт в чесучовом костюме и шляпе из панамной соломки, каковым он и был. Конечно, некоторая идеализация этих персонажей присутствовала и у Казакевича. Поэтому очень умные (без кавычек) коммунистические цензоры обнаружили в фильме большой подвох. В контектсе с теми реалиями, которые были уже известны, стало ясно, что эта картина о благих намерениях и о том, что эти намерения породили. «Синяя тетрадь» продержалась в одном-единственном кинотеатре «Россия» по-моему, с неделю. Потом картину сняли, и тихо забыли о ней. Так, уже во второй раз, «закрыли» повесть Казакевича, хотя в те годы произведения о Ленине уже мало кто читал.» (Василий Ливанов).