Богатая невеста
Год фильма: 1937
Страна: СССР
Жанр: Комедия
Студия: Украинфильм
В ролях: Марина Ладынина (Маринка Лукаш), Федор Курихин (дед Наум), Иван Любезнов, Степан Шагайда (Сидор Васильевич Балаба), Анна Дмоховская, Борис Безгин (Павло Згара), Александр Антонов (Данило Петрович Будяк), Иван Матвеев (Сенька), Любовь Свешникова, Дмитрий Капка (бригадир), Иван Бондарь, Наталия Гебдовская (эпизод)
Режиссер: Иван Пырьев
Сюжет:
Кинокомедия о радостной жизни людей одного из колхозов Украины.
Идет уборка урожая в одном из украинских колхозов. Отлично работают тракторист Павло и лучшая колхозница Маринка. Они любят друг друга. Но веселый характер девушки нравится не только Павлу. Счетовод и авантюрист Ковынько давно тоскует по Маринке и строит комсомольцам всякие козни...
Идет уборка урожая в одном из украинских колхозов. Отлично работают тракторист Павло и лучшая колхозница Маринка. Они любят друг друга. Но веселый характер девушки нравится не только Павлу. Счетовод и авантюрист Ковынько давно тоскует по Маринке и строит комсомольцам всякие козни...
Награды и дополнительная информация:
Первую из своих знаменитых колхозных комедий, принесших ему не только всеобщую зрительскую популярность, но и официальное признание, Иван Пырьев сделал в 1937 году на Украине. И это знаменательно — при всей кажущейся элементарности жанровой структуры и художественных средств, его фильмы опирались на серьезнейшую кинематографическую традицию — довженковскую. Воспринятую, впрочем, опосредованно — через блистательную кинооперетту Игоря Савченко «Гармонь». Именно эта лента на самом деле была первой попыткой создания нового жанра — замечательно интересной, но не вполне удавшейся. У Савченко получилась все-таки не музыкальная комедия, но мини-опера, скорее. И не только по характеру музыки, но прежде всего по тому, что пейзаж, реальная природа на экране трудно поддается жанровой условности, ибо человек и природа — это все же сюжет эпический. Пырьев же в немудреном сценарии дипломанта недавно созданного сценарного отделения ВГИКа Евгения Помещикова обнаружил ход идеальный по своей эффективности. Олицетворением природы, которую покоряет герой-передовик труда, тут стала героиня, также передовая колхозница. И не просто передовая — но уже идеальная Героиня Труда. А сам процесс покорения природы в таком случае предстал в виде поединка-соревнования. Любовного и трудового одновременно. Счастливо найденный и многократно повторенный затем сюжет соревнования двух бригад — мужской и женской — откровенно восходил к народным обрядовым играм, распространенным в фольклоре всего мира. Здесь же он оказался как нельзя кстати. Бодрые ритмичные марши Дунаевского в «Богатой невесте» парадоксальным образом исполняют роль лирических песен. Трудовая битва и битва любовная сливаются воедино. Интересно, что постоянной величиной и ведущим началом в этом мире — именно с картин Пырьева — становится именно женщина, героиня. Герой же должен к финалу возвыситься до нее. Причем исполнитель роли героя может сменяться от фильма к фильму — героиня же неизменна. Так было и у Григория Александрова, так же было и у Пырьева, когда для «Богатой невесты» он нашел актрису из только что расформированного МХАТа—2 Марину Ладынину. Показательно, что героиня неизменно являет собой совершенство и универсальность во всех отношениях. Она с одинаковым изяществом носит праздничный наряд и мужской костюм, танцует и поет, и не имеет равных в труде. А пейзаж постепенно уходит на второй план — в фон, напоминая все же в «Богатой невесте» о Довженко в сценах уборки урожая. Когда же Пырьев вводит сцену любовного ночного свидания, он снимает ее в павильоне, делая откровенно декоративной и условной. Довженковская традиция успешно преобразована в идиллию.