Алексей Сафонов
8 октября 1938
Биография:
Алексей Сафонов родился в Загорске. Актер и режиссер.
Творчество заслуженного артиста РСФСР Алексея Васильевича Сафонова интересно и разнообразно. Начав свой путь в кино с ролей молодых современников, героев положительных, с возрастом перешел на отрицательных персонажей. Точкой отсчета стал знаменитый Рольф в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Одновременно с актерской деятельностью Сафонов много работает на дубляже, а позднее на закадровом озвучении.
Помимо этого занимается литературным творчеством. В его багаже несколько пьес, две из которых – сказки для детей.
Несколько пьес увидели свет на сценах столичных и провинциальных театров. Алексей Васильевич женат на красавице актрисе Наталье Казначеевой, подарившей ему дочь Анну…
А началось все в провинциальном городке Загорск, где и родился Алексей Сафонов (позднее Загорск был переименован в Сергиев Посад). Родители Алексея работали на оборонном заводе. Мама – начальник бюро труда и зарплаты. Папа – замначальника отдела труда. В начале войны семья Сафоновых была эвакуирована в Томск. Затем они вернулись в 1943 году. Родители продолжали работать на том же заводе.
Был в семье Сафоновых и один творческий человек. Родной брат отца Петр Григорьевич Сафонов работал актером в Московском областном театре, которым тогда руководил известный ныне театральный педагог Борис Гаврилович Голубовский. Алексей бывал на спектаклях у дяди. Петр Григорьевич часто водил Алешу за кулисы. Именно тогда и проявился интерес Алексея к искусству. Он стал много читать, интересоваться театром. При школе, в которой учился Алексей, был драмкружок. Но одно «но» очень мешало пойти туда. С самого рождения у Алексея был дефект речи – он картавил. Однако желание заняться театром пересилило стыд и смущение, и он стал заниматься в драмкружке.
Сразу после окончания школы Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК. После первого тура Сафонову было сказано, что, если он хочет перейти на второй, ему обязательно надо исправить дефект речи. Между первым и вторым турами была месячная пауза. И Алексей в срочном порядке принялся заниматься у логопеда. Он обратился в Московскую клинику по лечению расстройств слуха и речи, и логопед, занимавшаяся с ним, за месяц сумела избавить Алексея от картавости. В итоге Алексей Сафонов поступил на курс Ольги Ивановны Пыжовой. Четыре года учебы были незабываемыми. Он учился вместе с Тамарой Сёминой, Романом Хомятовым, Натальей Кустинской.
На четвертом курсе Алексей впервые снялся в кино. Его пригласил на главную роль режиссер Иосиф Хейфиц. Фильм назывался «Горизонт». На картину возлагались большие надежды. «Горизонт» должен был стать визитной карточкой Сафонова. Но этого не случилось. В первоначальном варианте фильма герой Сафонова Сергей пожелал остаться интеллектуально свободным. Он хотел защитить свое человеческое достоинство и уехать с целины, поскольку не чувствовал себя там нужным. Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло главного героя дезертиром и велело Хейфицу переделать фильм. В результате личность героя была уничтожена. Фильм прошел достаточно скромно и не снискал никаких лавров.
«Горизонт» вышел на экраны, когда Алексей заканчивал институт. Сразу после окончания ВГИКа Сафонов был зачислен в штат Киностудии имени Горького. После неудачного дебюта наступила небольшая пауза. И Алексей пробует свои силы в дубляже. Одной из первых таких работ стало озвучение фильма «Рокко и его братья». С этого момента Сафонов озвучил сотни картин. Причем дублировал не только иностранных «звезд», но и наших отечественных.
Одной из самых любимых актерских работ Алексея Васильевича является роль Мелюса в фильме греческого режиссера Маноса Захариаса «Конец и начало». К сожалению, сейчас этот фильм полностью забыт, но именно после него Сафонов начинает активно сниматься: «Хочу верить»(Алексей Трофименко), «Десятый шаг»(Глузкин), «Операция “Трест”»(Стырне) и другие.
В 1970 году Сафонов стал одним из первых исполнителей на экране роли Бухарина. Это был фильм «Поезд в завтрашний день» режиссера Виллена Азарова. Замысел возник таким образом: должны были реабилитировать Бухарина. И одна из основных линий была – спор Ленина и Бухарина о том, нужно ли заключать Брестский мир. Бухарин считал, что нужно, а Ленин – наоборот. Готовая картина настолько не понравилась кинематографическим чиновникам, что ее просто-напросто смыли. Фильм успели посмотреть буквально единицы.
В 1973 году Сафонов исполнил роль, которая сделала его знаменитым. Это был Рольф в «Семнадцати мгновениях весны». Когда Татьяна Михайловна Лиознова предложила ему эту работу, он сомневался, нужно ли ему это делать. Но материал был интересным. Впервые фашисты были показаны с человеческим лицом. С одной стороны, эта работа вроде бы прибавила Сафонову популярности. Но с другой – выбила его из амплуа нормального человека. Его начинают эксплуатировать только в ролях отрицательных персонажей. Был даже такой случай, когда Алексею Васильевичу без проб предложили главную роль в Киеве. Его герой был положительный, член партии. Когда Гостелерадио узнало, что эту роль будет играть Сафонов, то реакция была следующей: «Да что вы! Он только что запомнился в фашисте, а тут – член партии. Вы понимаете, какая ассоциация получается». Вначале Сафонов все это очень переживал. Надеялся, что когда-то эта полоса должна пройти.
Но она длилась еще очень долго. Теперь он все чаще воплощал на экране преступников или иностранцев: Голубков в телефильме «Анискин и Фантомас», Гиллер в «Мятежном “Орионе”», Морен в «Плате за истину», Колгерт в «Досье человека в “Мерседесе”». И только в 1989 году появилась по-настоящему стоящая роль. Режиссер Юрий Кара пригласил Сафонова на роль абхазского вождя Нестора Лакобы в фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». По сюжету, Сталин со своей командой приезжает в Абхазию, и Лакоба дает для них бал, всячески развлекая их. Но, развлекая гостей, Лакоба сам испытывает некое неудобство от этого, как бы предчувствуя свою трагическую судьбу…
Была еще одна интересная работа в фильме Леонида Осыки «Этюды о Врубеле», где Сафонов воплотил на экране великого русского художника Васнецова. В этом же фильме Алексей Васильевич является автором закадрового текста. Получилось так, что Осыка обратился к нескольким писателям с просьбой написать текст, но получившийся результат не устроил его. Тогда Сафонов сам пишет текст, который в итоге и звучит в фильме.
…В начале 90-х годов актерский штат Киностудии имени Горького фактически разрушился. Люди стали искать какую-то другую деятельность. Сафонов вместе с пианистом Виктором Лензоном делает музыкально-поэтическую программу «Скрябин и серебряный век русской поэзии», где под музыку Скрябина читает стихи Иванова, Мандельштама и Пастернака. Тогда же Сафонов начинает писать пьесы. Еще до этого он сочинял юмористические рассказы, которые показывал в разные издательства, но они не состоялись. Позднее было написано несколько пьес. Первая из них – сказка. Она была принята управлением театров Министерства культуры СССР и сразу же была поставлена в Севастополе. Всего Министерством культуры было куплено четыре пьесы Сафонова. Две из них увидели постановки в Питере и Москве. Сейчас в одном из московских театров готовится к постановке еще одна пьеса Алексея Сафонова.
В этот же период на телеэкраны страны хлынул поток американских и бразильских сериалов. И у актеров помимо дубляжа появился новый вид деятельности – закадровое озвучение. Сначала Сафонов работает как актер, а затем становится режиссером закадрового озвучения. В этом качестве работает и по сей день.
В личной жизни сначала складывалось не все гладко. Первый брак оказался неудачным. От него у Алексея Васильевича дочь, которой сейчас 36 лет. Она работает в компьютерной фирме. Второй супругой Сафонова стала актриса Наталья Михайловна Казначеева. Она окончила в 1979 году ВГИК, мастерскую Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова. Снималась в фильмах «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый холостяк» и других. Сразу после окончания института стала работать на дубляже. На одном из озвучений будущие супруги и познакомились. Вместе они уже больше двадцати лет. У них растет тринадцатилетняя дочь Анна.
дней.
Алексей Сафонов родился в Загорске. Актер и режиссер.
Творчество заслуженного артиста РСФСР Алексея Васильевича Сафонова интересно и разнообразно. Начав свой путь в кино с ролей молодых современников, героев положительных, с возрастом перешел на отрицательных персонажей. Точкой отсчета стал знаменитый Рольф в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Одновременно с актерской деятельностью Сафонов много работает на дубляже, а позднее на закадровом озвучении.
Помимо этого занимается литературным творчеством. В его багаже несколько пьес, две из которых – сказки для детей.
Несколько пьес увидели свет на сценах столичных и провинциальных театров. Алексей Васильевич женат на красавице актрисе Наталье Казначеевой, подарившей ему дочь Анну…
А началось все в провинциальном городке Загорск, где и родился Алексей Сафонов (позднее Загорск был переименован в Сергиев Посад). Родители Алексея работали на оборонном заводе. Мама – начальник бюро труда и зарплаты. Папа – замначальника отдела труда. В начале войны семья Сафоновых была эвакуирована в Томск. Затем они вернулись в 1943 году. Родители продолжали работать на том же заводе.
Был в семье Сафоновых и один творческий человек. Родной брат отца Петр Григорьевич Сафонов работал актером в Московском областном театре, которым тогда руководил известный ныне театральный педагог Борис Гаврилович Голубовский. Алексей бывал на спектаклях у дяди. Петр Григорьевич часто водил Алешу за кулисы. Именно тогда и проявился интерес Алексея к искусству. Он стал много читать, интересоваться театром. При школе, в которой учился Алексей, был драмкружок. Но одно «но» очень мешало пойти туда. С самого рождения у Алексея был дефект речи – он картавил. Однако желание заняться театром пересилило стыд и смущение, и он стал заниматься в драмкружке.
Сразу после окончания школы Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК. После первого тура Сафонову было сказано, что, если он хочет перейти на второй, ему обязательно надо исправить дефект речи. Между первым и вторым турами была месячная пауза. И Алексей в срочном порядке принялся заниматься у логопеда. Он обратился в Московскую клинику по лечению расстройств слуха и речи, и логопед, занимавшаяся с ним, за месяц сумела избавить Алексея от картавости. В итоге Алексей Сафонов поступил на курс Ольги Ивановны Пыжовой. Четыре года учебы были незабываемыми. Он учился вместе с Тамарой Сёминой, Романом Хомятовым, Натальей Кустинской.
На четвертом курсе Алексей впервые снялся в кино. Его пригласил на главную роль режиссер Иосиф Хейфиц. Фильм назывался «Горизонт». На картину возлагались большие надежды. «Горизонт» должен был стать визитной карточкой Сафонова. Но этого не случилось. В первоначальном варианте фильма герой Сафонова Сергей пожелал остаться интеллектуально свободным. Он хотел защитить свое человеческое достоинство и уехать с целины, поскольку не чувствовал себя там нужным. Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло главного героя дезертиром и велело Хейфицу переделать фильм. В результате личность героя была уничтожена. Фильм прошел достаточно скромно и не снискал никаких лавров.
«Горизонт» вышел на экраны, когда Алексей заканчивал институт. Сразу после окончания ВГИКа Сафонов был зачислен в штат Киностудии имени Горького. После неудачного дебюта наступила небольшая пауза. И Алексей пробует свои силы в дубляже. Одной из первых таких работ стало озвучение фильма «Рокко и его братья». С этого момента Сафонов озвучил сотни картин. Причем дублировал не только иностранных «звезд», но и наших отечественных.
Одной из самых любимых актерских работ Алексея Васильевича является роль Мелюса в фильме греческого режиссера Маноса Захариаса «Конец и начало». К сожалению, сейчас этот фильм полностью забыт, но именно после него Сафонов начинает активно сниматься: «Хочу верить»(Алексей Трофименко), «Десятый шаг»(Глузкин), «Операция “Трест”»(Стырне) и другие.
В 1970 году Сафонов стал одним из первых исполнителей на экране роли Бухарина. Это был фильм «Поезд в завтрашний день» режиссера Виллена Азарова. Замысел возник таким образом: должны были реабилитировать Бухарина. И одна из основных линий была – спор Ленина и Бухарина о том, нужно ли заключать Брестский мир. Бухарин считал, что нужно, а Ленин – наоборот. Готовая картина настолько не понравилась кинематографическим чиновникам, что ее просто-напросто смыли. Фильм успели посмотреть буквально единицы.
В 1973 году Сафонов исполнил роль, которая сделала его знаменитым. Это был Рольф в «Семнадцати мгновениях весны». Когда Татьяна Михайловна Лиознова предложила ему эту работу, он сомневался, нужно ли ему это делать. Но материал был интересным. Впервые фашисты были показаны с человеческим лицом. С одной стороны, эта работа вроде бы прибавила Сафонову популярности. Но с другой – выбила его из амплуа нормального человека. Его начинают эксплуатировать только в ролях отрицательных персонажей. Был даже такой случай, когда Алексею Васильевичу без проб предложили главную роль в Киеве. Его герой был положительный, член партии. Когда Гостелерадио узнало, что эту роль будет играть Сафонов, то реакция была следующей: «Да что вы! Он только что запомнился в фашисте, а тут – член партии. Вы понимаете, какая ассоциация получается». Вначале Сафонов все это очень переживал. Надеялся, что когда-то эта полоса должна пройти.
Но она длилась еще очень долго. Теперь он все чаще воплощал на экране преступников или иностранцев: Голубков в телефильме «Анискин и Фантомас», Гиллер в «Мятежном “Орионе”», Морен в «Плате за истину», Колгерт в «Досье человека в “Мерседесе”». И только в 1989 году появилась по-настоящему стоящая роль. Режиссер Юрий Кара пригласил Сафонова на роль абхазского вождя Нестора Лакобы в фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». По сюжету, Сталин со своей командой приезжает в Абхазию, и Лакоба дает для них бал, всячески развлекая их. Но, развлекая гостей, Лакоба сам испытывает некое неудобство от этого, как бы предчувствуя свою трагическую судьбу…
Была еще одна интересная работа в фильме Леонида Осыки «Этюды о Врубеле», где Сафонов воплотил на экране великого русского художника Васнецова. В этом же фильме Алексей Васильевич является автором закадрового текста. Получилось так, что Осыка обратился к нескольким писателям с просьбой написать текст, но получившийся результат не устроил его. Тогда Сафонов сам пишет текст, который в итоге и звучит в фильме.
…В начале 90-х годов актерский штат Киностудии имени Горького фактически разрушился. Люди стали искать какую-то другую деятельность. Сафонов вместе с пианистом Виктором Лензоном делает музыкально-поэтическую программу «Скрябин и серебряный век русской поэзии», где под музыку Скрябина читает стихи Иванова, Мандельштама и Пастернака. Тогда же Сафонов начинает писать пьесы. Еще до этого он сочинял юмористические рассказы, которые показывал в разные издательства, но они не состоялись. Позднее было написано несколько пьес. Первая из них – сказка. Она была принята управлением театров Министерства культуры СССР и сразу же была поставлена в Севастополе. Всего Министерством культуры было куплено четыре пьесы Сафонова. Две из них увидели постановки в Питере и Москве. Сейчас в одном из московских театров готовится к постановке еще одна пьеса Алексея Сафонова.
В этот же период на телеэкраны страны хлынул поток американских и бразильских сериалов. И у актеров помимо дубляжа появился новый вид деятельности – закадровое озвучение. Сначала Сафонов работает как актер, а затем становится режиссером закадрового озвучения. В этом качестве работает и по сей день.
В личной жизни сначала складывалось не все гладко. Первый брак оказался неудачным. От него у Алексея Васильевича дочь, которой сейчас 36 лет. Она работает в компьютерной фирме. Второй супругой Сафонова стала актриса Наталья Михайловна Казначеева. Она окончила в 1979 году ВГИК, мастерскую Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова. Снималась в фильмах «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый холостяк» и других. Сразу после окончания института стала работать на дубляже. На одном из озвучений будущие супруги и познакомились. Вместе они уже больше двадцати лет. У них растет тринадцатилетняя дочь Анна.
дней.
Актерские работы:
1. Офицеры-2 - 2009 ... генерал
2. Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе - 2009 (Сериал) ... Поль Бланк
3. Галина - 2008 (Сериал)
4. Взрослые игры - 2008 ... Никита Ильич
5. Туман рассеивается - 2008 (Драма) ... Энглтон
6. Мачеха - 2007 (Сериал) ... Никита Ильич
7. Слуга государев - 2006 (Приключения) ... шведский солдат
8. Служба 21, или Мыслить надо позитивно - 2006 (Сериал) ... Oлeг
9. Дзисай - 2004
10. Под знаком Скорпиона - 1995 (Сериал) ... Григорий Евсеевич Зиновьев
11. Разыскивается опасный преступник - 1992 (Детектив) ... капитан Пысин
12. Мне не забыть, не простить... - 1990 (Мелодрама)
13. Когда мне будет 54 года - 1989 ... Валентин Константинович Правдин
14. Этюды о Врубеле - 1989 (Исторический / Биографический) ... художник Васнецов
15. Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - 1989 (Исторический / Биографический) ... Нестор Лакоба
16. Досье человека в "Мерседесе" - 1986 (Приключения) ... Колгерт
17. На миг оглянуться... - 1984 (Исторический / Биографический) ... капитан
18. Мертвые души - 1984 (Комедия) ... Прокурор
19. Снег в июле - 1984
20. День командира дивизии - 1983 (Киноповесть) ... Бронников
21. Владивосток, год 1918 - 1982 (Исторический) ... Грачек
22. Фронт в тылу врага - 1982 (Военный) ... группенфюрер Вольф
23. Приказ: огонь не открывать - 1981 (Киноповесть) ... Сергачев
24. Крах операции "Террор" - 1980 (Приключения) ... секретарь Великого князя
25. Мятежный Орион - 1979 (Приключения)
26. Плата за истину - 1978 (Исторический / Биографический) ... Морен
27. Артем - 1978 (Приключения) ... Авилов
28. Бухта радости - 1977 ... Романов
29. Бегство мистера Мак-Кинли - 1975 (Фантастика / фэнтези) ... священник
30. Жребий - 1974 (Драма) ... эпизод
31. Молчание доктора Ивенса - 1974 (Фантастика / фэнтези) ... сотрудник спецслужб
32. Анискин и Фантомас - 1974 (Приключения) ... Голубков
33. Семнадцать мгновений весны - 1973 (Детектив) ... Рольф
34. Дед левого крайнего - 1973 ... жених
35. Петр Рябинкин - 1972 (Киноповесть) ... эпизод
36. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - 1972 (Приключения) ... боцман
37. Поезд в завтрашний день - 1970 (Военный) ... Бухарин
38. Любовь Серафима Фролова - 1968 (Мелодрама) ... Леша
39. Десятый шаг - 1967 (Приключения) ... Глузкин
40. Операция "Трест" - 1967 (Приключения) ... Владимир Стырне
41. Кто вернется - долюбит - 1966 (Военный) ... немецкий офицер
42. Чужое имя - 1966 (Военный) ... Виктор Поликарпович Ильин
43. Сердце матери - 1966 (Исторический / Биографический) ... человек на похоронах
44. Первая любовь - 1966 (Драма)
45. Ракеты не должны взлететь - 1965 (Киноповесть) ... комендант
46. Дайте жалобную книгу - 1965 (Лирическая комедия)
47. Хочу верить - 1965 (Драма) ... Алексей Трофименко
48. Конец и начало - 1963 ... Мемос
49. Под землей - 1963 (Детский)
50. Горизонт - 1962 (Драма) ... Сергей Новоскольцев
51. На семи ветрах - 1962 (Киноповесть) ... старший военного патруля
1. Офицеры-2 - 2009 ... генерал
2. Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе - 2009 (Сериал) ... Поль Бланк
3. Галина - 2008 (Сериал)
4. Взрослые игры - 2008 ... Никита Ильич
5. Туман рассеивается - 2008 (Драма) ... Энглтон
6. Мачеха - 2007 (Сериал) ... Никита Ильич
7. Слуга государев - 2006 (Приключения) ... шведский солдат
8. Служба 21, или Мыслить надо позитивно - 2006 (Сериал) ... Oлeг
9. Дзисай - 2004
10. Под знаком Скорпиона - 1995 (Сериал) ... Григорий Евсеевич Зиновьев
11. Разыскивается опасный преступник - 1992 (Детектив) ... капитан Пысин
12. Мне не забыть, не простить... - 1990 (Мелодрама)
13. Когда мне будет 54 года - 1989 ... Валентин Константинович Правдин
14. Этюды о Врубеле - 1989 (Исторический / Биографический) ... художник Васнецов
15. Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - 1989 (Исторический / Биографический) ... Нестор Лакоба
16. Досье человека в "Мерседесе" - 1986 (Приключения) ... Колгерт
17. На миг оглянуться... - 1984 (Исторический / Биографический) ... капитан
18. Мертвые души - 1984 (Комедия) ... Прокурор
19. Снег в июле - 1984
20. День командира дивизии - 1983 (Киноповесть) ... Бронников
21. Владивосток, год 1918 - 1982 (Исторический) ... Грачек
22. Фронт в тылу врага - 1982 (Военный) ... группенфюрер Вольф
23. Приказ: огонь не открывать - 1981 (Киноповесть) ... Сергачев
24. Крах операции "Террор" - 1980 (Приключения) ... секретарь Великого князя
25. Мятежный Орион - 1979 (Приключения)
26. Плата за истину - 1978 (Исторический / Биографический) ... Морен
27. Артем - 1978 (Приключения) ... Авилов
28. Бухта радости - 1977 ... Романов
29. Бегство мистера Мак-Кинли - 1975 (Фантастика / фэнтези) ... священник
30. Жребий - 1974 (Драма) ... эпизод
31. Молчание доктора Ивенса - 1974 (Фантастика / фэнтези) ... сотрудник спецслужб
32. Анискин и Фантомас - 1974 (Приключения) ... Голубков
33. Семнадцать мгновений весны - 1973 (Детектив) ... Рольф
34. Дед левого крайнего - 1973 ... жених
35. Петр Рябинкин - 1972 (Киноповесть) ... эпизод
36. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - 1972 (Приключения) ... боцман
37. Поезд в завтрашний день - 1970 (Военный) ... Бухарин
38. Любовь Серафима Фролова - 1968 (Мелодрама) ... Леша
39. Десятый шаг - 1967 (Приключения) ... Глузкин
40. Операция "Трест" - 1967 (Приключения) ... Владимир Стырне
41. Кто вернется - долюбит - 1966 (Военный) ... немецкий офицер
42. Чужое имя - 1966 (Военный) ... Виктор Поликарпович Ильин
43. Сердце матери - 1966 (Исторический / Биографический) ... человек на похоронах
44. Первая любовь - 1966 (Драма)
45. Ракеты не должны взлететь - 1965 (Киноповесть) ... комендант
46. Дайте жалобную книгу - 1965 (Лирическая комедия)
47. Хочу верить - 1965 (Драма) ... Алексей Трофименко
48. Конец и начало - 1963 ... Мемос
49. Под землей - 1963 (Детский)
50. Горизонт - 1962 (Драма) ... Сергей Новоскольцев
51. На семи ветрах - 1962 (Киноповесть) ... старший военного патруля