Григорий Козинцев
22 марта 1905 - 11 мая 1973
Биография:
Григорий Михайлович Козинцев родился в Киеве. В 1919 году он, еще учась в гимназии, вместе с Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером, организовал в Киеве экспериментальный театр "Арлекин", который просуществовал четыре месяца. В 1919-1920 годах Григорий Козинцев учился в Киевской школе живописи А.Экстер, работал помощником художника в Киевском театре Соловцова. В 1920 году он переехал в Петроград, где два года учился в Высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 году Козинцев вместе с Л.Траубергом и С.Юткевичем организовал творческое объединение "ФЭКС" (Фабрика эксцентрического актера), где поставил спектакли "Женитьба", "Внешторг на Эйфелевой башне". Группа ФЭКС по своим творческим взглядам была близка к "левому фронту", а ее искусство испытывало прямое влияние В.Маяковского и В.Мейерхольда. С 1924 года Григорий Козинцев начал работать в кино, перейдя на фабрику "Севзапкино", позже ставшую киностудией "Ленфильм". Первыми его режиссерскими работами (совместно с Леонидом Траубергом) стали "немые" картины "Похождения Октябрины", "Шинель", "С.В.Д.", "Новый Вавилон". К звуковому кинематографу режиссер обратился в 1931 году, поставив фильм "Одна". Выдающимся достижением Григория Козинцева стала снятая им в 1935-1939 годах трилогия о Максиме. В фильмах "Юность Максима", "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона", вошедших в золотой фонд советского кино, главную роль, рабочего-большевика, исполнил Борис Чирков. В середине 1940-х годов режиссер обратился к творчеству Вильяма Шекспира, поставив на театральной сцене "Короля Лира", "Отелло", а позже и "Гамлета". В 1957 году на экраны Григорий Козинцев экранизировал "Дон Кихота" М.Сервантеса, пригласив на главные роли Николая Черкасова и Юрия Толубеева. Крупнейшей работой выдающегося кинорежиссера стал "Гамлет" (1964), удостоенный множества кинематографических премий. Высоко был отмечен также и вклад исполнившего главную роль Иннокентия Смоктуновского, и созданный им образ Гамлета стал одной из лучших работ в кино. Стоит также отметить и поставленный в 1970 году фильм "Король Лир", в котором заглавную роль сыграл незаурядный артист Юри Ярвет. Но вклад Григория Козинцева в мировую шекспириану не ограничился лишь фильмами - интерес представляет и его книги "Наш современник Вильям Шекспир" и "Пространство трагедии". Кроме того, много лет Григорий Козинцев занимался педагогической деятельностью - преподавал в ФЭКС, в Ленинградском институте сценических искусств, во ВГИКе, руководил мастерской на "Ленфильме".
Григорий Михайлович Козинцев родился в Киеве. В 1919 году он, еще учась в гимназии, вместе с Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером, организовал в Киеве экспериментальный театр "Арлекин", который просуществовал четыре месяца. В 1919-1920 годах Григорий Козинцев учился в Киевской школе живописи А.Экстер, работал помощником художника в Киевском театре Соловцова. В 1920 году он переехал в Петроград, где два года учился в Высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 году Козинцев вместе с Л.Траубергом и С.Юткевичем организовал творческое объединение "ФЭКС" (Фабрика эксцентрического актера), где поставил спектакли "Женитьба", "Внешторг на Эйфелевой башне". Группа ФЭКС по своим творческим взглядам была близка к "левому фронту", а ее искусство испытывало прямое влияние В.Маяковского и В.Мейерхольда. С 1924 года Григорий Козинцев начал работать в кино, перейдя на фабрику "Севзапкино", позже ставшую киностудией "Ленфильм". Первыми его режиссерскими работами (совместно с Леонидом Траубергом) стали "немые" картины "Похождения Октябрины", "Шинель", "С.В.Д.", "Новый Вавилон". К звуковому кинематографу режиссер обратился в 1931 году, поставив фильм "Одна". Выдающимся достижением Григория Козинцева стала снятая им в 1935-1939 годах трилогия о Максиме. В фильмах "Юность Максима", "Возвращение Максима" и "Выборгская сторона", вошедших в золотой фонд советского кино, главную роль, рабочего-большевика, исполнил Борис Чирков. В середине 1940-х годов режиссер обратился к творчеству Вильяма Шекспира, поставив на театральной сцене "Короля Лира", "Отелло", а позже и "Гамлета". В 1957 году на экраны Григорий Козинцев экранизировал "Дон Кихота" М.Сервантеса, пригласив на главные роли Николая Черкасова и Юрия Толубеева. Крупнейшей работой выдающегося кинорежиссера стал "Гамлет" (1964), удостоенный множества кинематографических премий. Высоко был отмечен также и вклад исполнившего главную роль Иннокентия Смоктуновского, и созданный им образ Гамлета стал одной из лучших работ в кино. Стоит также отметить и поставленный в 1970 году фильм "Король Лир", в котором заглавную роль сыграл незаурядный артист Юри Ярвет. Но вклад Григория Козинцева в мировую шекспириану не ограничился лишь фильмами - интерес представляет и его книги "Наш современник Вильям Шекспир" и "Пространство трагедии". Кроме того, много лет Григорий Козинцев занимался педагогической деятельностью - преподавал в ФЭКС, в Ленинградском институте сценических искусств, во ВГИКе, руководил мастерской на "Ленфильме".
Режисерские работы:
1. Король Лир - 1970 (Драма)
2. Гамлет - 1964 (Драма)
3. Дон Кихот - 1957 (Приключения)
4. Белинский - 1951 (Исторический / Биографический)
5. Пирогов - 1947 (Исторический / Биографический)
6. Простые люди - 1945 (Киноповесть)
7. Наши девушки - 1943 (Военный)
8. Юный Фриц - 1943 (Комедия)
9. Боевой киносборник - 1941 (Военный) ... №2
10. Выборгская сторона - 1938 (Исторический / Биографический)
11. Возвращение Максима - 1937 (Исторический / Биографический)
12. Юность Максима - 1935 (Исторический / Биографический)
13. Одна - 1931 (Драма)
14. Новый Вавилон - 1929 (Драма)
15. Союз великого дела - 1927 (Исторический / Биографический)
16. Шинель - 1926 (Киноповесть)
17. Чертово колесо - 1926
18. Братишка - 1926 (Комедия)
19. Мишки против Юденича - 1925
20. Похождения Октябрины - 1924 (Комедия)
Написал сценарии:
1. Король Лир - 1970 (Драма)
2. Гамлет - 1964 (Драма)
3. Белинский - 1951 (Исторический / Биографический)
4. Простые люди - 1945 (Киноповесть)
5. Боевой киносборник - 1941 (Военный) ... №1
6. Выборгская сторона - 1938 (Исторический / Биографический)
7. Возвращение Максима - 1937 (Исторический / Биографический)
8. Юность Максима - 1935 (Исторический / Биографический)
9. Одна - 1931 (Драма)
10. Новый Вавилон - 1929 (Драма)
11. Братишка - 1926 (Комедия)
12. Мишки против Юденича - 1925
13. Похождения Октябрины - 1924 (Комедия)
1. Король Лир - 1970 (Драма)
2. Гамлет - 1964 (Драма)
3. Дон Кихот - 1957 (Приключения)
4. Белинский - 1951 (Исторический / Биографический)
5. Пирогов - 1947 (Исторический / Биографический)
6. Простые люди - 1945 (Киноповесть)
7. Наши девушки - 1943 (Военный)
8. Юный Фриц - 1943 (Комедия)
9. Боевой киносборник - 1941 (Военный) ... №2
10. Выборгская сторона - 1938 (Исторический / Биографический)
11. Возвращение Максима - 1937 (Исторический / Биографический)
12. Юность Максима - 1935 (Исторический / Биографический)
13. Одна - 1931 (Драма)
14. Новый Вавилон - 1929 (Драма)
15. Союз великого дела - 1927 (Исторический / Биографический)
16. Шинель - 1926 (Киноповесть)
17. Чертово колесо - 1926
18. Братишка - 1926 (Комедия)
19. Мишки против Юденича - 1925
20. Похождения Октябрины - 1924 (Комедия)
Написал сценарии:
1. Король Лир - 1970 (Драма)
2. Гамлет - 1964 (Драма)
3. Белинский - 1951 (Исторический / Биографический)
4. Простые люди - 1945 (Киноповесть)
5. Боевой киносборник - 1941 (Военный) ... №1
6. Выборгская сторона - 1938 (Исторический / Биографический)
7. Возвращение Максима - 1937 (Исторический / Биографический)
8. Юность Максима - 1935 (Исторический / Биографический)
9. Одна - 1931 (Драма)
10. Новый Вавилон - 1929 (Драма)
11. Братишка - 1926 (Комедия)
12. Мишки против Юденича - 1925
13. Похождения Октябрины - 1924 (Комедия)