Роза Сирота
30 сентября 1924 - 1 ноября 1995
Биография:
Роза Абрамовна Сирота родилась в Ленинграде. Режиссер.
Образование получила в ЛГИТМиКе (ученица Б.В. Зона).
С 1952 года работала режиссером в Кизеловском театре.
В 1955 году вернулась в родной Ленинград и стала режиссёром Большого драматического театра, в то время переживавшего тяжёлый кризис и потерявшего зрителей. Но всё изменилось с приходом в БДТ в феврале 1956 года Георгия Товстоногова; Сирота была «правой рукой» Оставаясь режиссёром «при постановщике» Товстоногове, она оказывала значительное влияние на художественный результат.
Говоря о постановках современных пьес, прежде всего А. Володина, критик отмечал у Сироты «абсолютный слух на нарождающиеся, непривычные и первоначально не столь уж отчетливо выраженные новые ритмы», слух на «специфические особенности очередной драматургической „новой волны“».
Как немногие режиссёры, Роза Сирота умела работать с актёрами, в частности, ей, не в последнюю очередь, театр был обязан рождением такого актёрского шедевра, как князь Мышкин Иннокентия Смоктуновского.
Артисты БДТ нередко обращались к ней за помощью и в процессе работы над киноролями: так, Иннокентий Смоктуновский репетировал с ней Гамлета, а Кирилл Лавров - Ивана Карамазова.
Георгий Товстоногов высоко ценил Сироту как помощника, однако недостаток самостоятельной работы побудил её в 1962 году покинуть театр и перенести свою деятельность на Ленинградское телевидение, где, в частности, был поставлен спектакль «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку со Смоктуновским в главной роли.
В 1966 году вернулась в Большой драматический, где работала до 1972 года; поставила один из самых популярных спектаклей БДТ того времени - «Цена» по пьесе Артура Миллера.
В 70-х годах ставила также литературные программы в Ленконцерте для Марины Раковой - «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта и «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова (1979).
Покинув во второй раз и теперь уже окончательно БДТ, несколько лет работала в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола; в 1979 году была приглашена во МХАТ - по инициативе Иннокентия Смоктуновского, который намеревался поставить «Царя Фёдора Иоанновича» А. К. Толстого и, будучи неопытным режиссёром, нуждался в её помощи. Совместная постановка не состоялась: не без участия Сироты, упрекнувшей своего старого друга в неподобающем обращении с актёрами, художественный совет театра прекратил работу над спектаклем, но она осталась во МХАТе, участвовала в качестве режиссёра в нескольких постановках Олега Ефремова, самостоятельно поставила ряд спектаклей. Последней работой Сироты стал спектакль «Семь жизней Немировича-Данченко».
В этот период создала на студии «Мелодия» литературные композиции «Супруги Каренины» по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1983) с участием Людмилы Чурсиной и Изиля Заблудовского, и «Монарх. Пётр и Алексей» (1988) - драматические сцены по материалам «Истории Петра» А.С.Пушкина в исполнении Владимира Рецептера.
Была известна также как театральный педагог: в 1958-1967 годах преподавала в ЛГИТМиК на кафедре режиссуры, в 1980-х вместе с О. Ефремовым вела режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ.
Глубокий знаток актёрской природы, мастер психологического анализа.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Роза Абрамовна Сирота родилась в Ленинграде. Режиссер.
Образование получила в ЛГИТМиКе (ученица Б.В. Зона).
С 1952 года работала режиссером в Кизеловском театре.
В 1955 году вернулась в родной Ленинград и стала режиссёром Большого драматического театра, в то время переживавшего тяжёлый кризис и потерявшего зрителей. Но всё изменилось с приходом в БДТ в феврале 1956 года Георгия Товстоногова; Сирота была «правой рукой» Оставаясь режиссёром «при постановщике» Товстоногове, она оказывала значительное влияние на художественный результат.
Говоря о постановках современных пьес, прежде всего А. Володина, критик отмечал у Сироты «абсолютный слух на нарождающиеся, непривычные и первоначально не столь уж отчетливо выраженные новые ритмы», слух на «специфические особенности очередной драматургической „новой волны“».
Как немногие режиссёры, Роза Сирота умела работать с актёрами, в частности, ей, не в последнюю очередь, театр был обязан рождением такого актёрского шедевра, как князь Мышкин Иннокентия Смоктуновского.
Артисты БДТ нередко обращались к ней за помощью и в процессе работы над киноролями: так, Иннокентий Смоктуновский репетировал с ней Гамлета, а Кирилл Лавров - Ивана Карамазова.
Георгий Товстоногов высоко ценил Сироту как помощника, однако недостаток самостоятельной работы побудил её в 1962 году покинуть театр и перенести свою деятельность на Ленинградское телевидение, где, в частности, был поставлен спектакль «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку со Смоктуновским в главной роли.
В 1966 году вернулась в Большой драматический, где работала до 1972 года; поставила один из самых популярных спектаклей БДТ того времени - «Цена» по пьесе Артура Миллера.
В 70-х годах ставила также литературные программы в Ленконцерте для Марины Раковой - «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта и «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова (1979).
Покинув во второй раз и теперь уже окончательно БДТ, несколько лет работала в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола; в 1979 году была приглашена во МХАТ - по инициативе Иннокентия Смоктуновского, который намеревался поставить «Царя Фёдора Иоанновича» А. К. Толстого и, будучи неопытным режиссёром, нуждался в её помощи. Совместная постановка не состоялась: не без участия Сироты, упрекнувшей своего старого друга в неподобающем обращении с актёрами, художественный совет театра прекратил работу над спектаклем, но она осталась во МХАТе, участвовала в качестве режиссёра в нескольких постановках Олега Ефремова, самостоятельно поставила ряд спектаклей. Последней работой Сироты стал спектакль «Семь жизней Немировича-Данченко».
В этот период создала на студии «Мелодия» литературные композиции «Супруги Каренины» по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (1983) с участием Людмилы Чурсиной и Изиля Заблудовского, и «Монарх. Пётр и Алексей» (1988) - драматические сцены по материалам «Истории Петра» А.С.Пушкина в исполнении Владимира Рецептера.
Была известна также как театральный педагог: в 1958-1967 годах преподавала в ЛГИТМиК на кафедре режиссуры, в 1980-х вместе с О. Ефремовым вела режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ.
Глубокий знаток актёрской природы, мастер психологического анализа.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986).
Актерские работы:
1. Я Иван, ты Абрам - 1993 (Мелодрама) ... эпизод
Режисерские работы:
1. Смерть Вазир-Мухтара - 1969 (Телеспектакль)
1. Я Иван, ты Абрам - 1993 (Мелодрама) ... эпизод
Режисерские работы:
1. Смерть Вазир-Мухтара - 1969 (Телеспектакль)