Артур Макаров
22 июня 1931 - 3 октября 1995
Биография:
Артур Сергеевич Макаров, писатель, кинодраматург, охотник.
Артур Макаров дебютировал в августе 1966г., когда журнал "Новый мир" опубликовал его рассказ "Дома" в 500-м, юбилейном номере. А в октябре появился другой рассказ молодого прозаика – "Накануне прощания", которым восторгался А.Твардовский. И всё...
В марте 1967г. состоялось специальное заседание Секретариата СП СССР, на котором обсуждались "идейно-художественные просчеты и недостатки" журнала "Новый мир". В одном ряду авторов, "односторонне освещавших нашу действительность, обеднявших образ советского человека", упоминались А.Солженицын, Б.Можаев, А.Макаров.
"Волчий билет" прозаику Макарову был выписан и сохранял силу вплоть до 1982г., когда в издательстве "Московский рабочий" вышла его первая книга "Много дней без дождя". Следующая – "Накануне прощания", сборник повестей и рассказов, – появилась в 1986г., в издательстве "Современник".
Он называл себя литератором, потому что не мог опубликовать свои повести и рассказы, а деньги зарабатывал кинодраматурией. По его сценариям были сняты "Новые приключения неуловимых", "Один шанс из тысячи", "Порох", "Приезжая", "Золотая мина", "Колье Шарлотты" и еще два десятка фильмов.
Сам крупный, колоритнейший – на равных и тепло дружил с крупными. Это его, Артура, снял в "Калине красной" В.Шукшин. Это с ним, Артуром, сотрудничал, подрабатывая на жизнь, А.Тарковский. Это он, Артур, пригрел в Москве еще никому неизвестного художника И.Глазунова. Это ему, Артуру, с которым вместе "зализывали раны" в квартирке на Большом Каретном, посвящал свои песни-притчи В.Высоцкий.
Артур Макаров делал себя сам. Искал и нашёл способ быть независимым. Он забрался в "медвежий угол" Верхней Волги на долгие годы, чтобы не тереться в комфорте лучезарной славы приёмных родителей – С.Герасимова и Т.Макаровой, сестры его матери, чтобы жить среди деревенских мужиков и писать о них так, "чтоб не врать". А ещё выходить – один на один – на "мужика-медведя" и испытывать чувства, известные только настоящим охотникам.
Тридцать лет он был деревенским жителем – рыбаком и охотником. На его личном счету – одиннадцать медведей. Да он и сам напоминал медведя – мощный, слегка сутулый, с крупной бритой головой и острым взглядом-буравчиком. Он не был красив, но женщины, однажды в него влюбившиеся, любили его всю жизнь – до конца.
Кто, как не нежный и преданный друг, Людмила Александровна, его супруга, знает всё это и носит достойно в сердце своём? Как не поверить её горечи в рассказе о том, как он бросил писать, как оставил кино, как перестал даже "бить медведя", разглядев в звере что-то человеческое? О первых, поразивших читателя публикациях Артура Макарова в "Новом мире" 60-х годов говорит в фильме М.Рощин. О врожденном мужестве, преданности и доброте его – кинорежиссер М.Калатозишвили. И автор документального фильма об Артуре, П.Солдатенков, бывший желанным гостем у Макарова и снимавший его еще живым, весёлым и откровенным.
Артур Сергеевич Макаров был убит на 64-м году жизни при загадочных обстоятельствах – убит жестоко, охотничьим ножом. И есть "приостановленное временно" уголовное дело.
Артур Сергеевич Макаров, писатель, кинодраматург, охотник.
Артур Макаров дебютировал в августе 1966г., когда журнал "Новый мир" опубликовал его рассказ "Дома" в 500-м, юбилейном номере. А в октябре появился другой рассказ молодого прозаика – "Накануне прощания", которым восторгался А.Твардовский. И всё...
В марте 1967г. состоялось специальное заседание Секретариата СП СССР, на котором обсуждались "идейно-художественные просчеты и недостатки" журнала "Новый мир". В одном ряду авторов, "односторонне освещавших нашу действительность, обеднявших образ советского человека", упоминались А.Солженицын, Б.Можаев, А.Макаров.
"Волчий билет" прозаику Макарову был выписан и сохранял силу вплоть до 1982г., когда в издательстве "Московский рабочий" вышла его первая книга "Много дней без дождя". Следующая – "Накануне прощания", сборник повестей и рассказов, – появилась в 1986г., в издательстве "Современник".
Он называл себя литератором, потому что не мог опубликовать свои повести и рассказы, а деньги зарабатывал кинодраматурией. По его сценариям были сняты "Новые приключения неуловимых", "Один шанс из тысячи", "Порох", "Приезжая", "Золотая мина", "Колье Шарлотты" и еще два десятка фильмов.
Сам крупный, колоритнейший – на равных и тепло дружил с крупными. Это его, Артура, снял в "Калине красной" В.Шукшин. Это с ним, Артуром, сотрудничал, подрабатывая на жизнь, А.Тарковский. Это он, Артур, пригрел в Москве еще никому неизвестного художника И.Глазунова. Это ему, Артуру, с которым вместе "зализывали раны" в квартирке на Большом Каретном, посвящал свои песни-притчи В.Высоцкий.
Артур Макаров делал себя сам. Искал и нашёл способ быть независимым. Он забрался в "медвежий угол" Верхней Волги на долгие годы, чтобы не тереться в комфорте лучезарной славы приёмных родителей – С.Герасимова и Т.Макаровой, сестры его матери, чтобы жить среди деревенских мужиков и писать о них так, "чтоб не врать". А ещё выходить – один на один – на "мужика-медведя" и испытывать чувства, известные только настоящим охотникам.
Тридцать лет он был деревенским жителем – рыбаком и охотником. На его личном счету – одиннадцать медведей. Да он и сам напоминал медведя – мощный, слегка сутулый, с крупной бритой головой и острым взглядом-буравчиком. Он не был красив, но женщины, однажды в него влюбившиеся, любили его всю жизнь – до конца.
Кто, как не нежный и преданный друг, Людмила Александровна, его супруга, знает всё это и носит достойно в сердце своём? Как не поверить её горечи в рассказе о том, как он бросил писать, как оставил кино, как перестал даже "бить медведя", разглядев в звере что-то человеческое? О первых, поразивших читателя публикациях Артура Макарова в "Новом мире" 60-х годов говорит в фильме М.Рощин. О врожденном мужестве, преданности и доброте его – кинорежиссер М.Калатозишвили. И автор документального фильма об Артуре, П.Солдатенков, бывший желанным гостем у Макарова и снимавший его еще живым, весёлым и откровенным.
Артур Сергеевич Макаров был убит на 64-м году жизни при загадочных обстоятельствах – убит жестоко, охотничьим ножом. И есть "приостановленное временно" уголовное дело.
Актерские работы:
1. Калина красная - 1973 (Социальная драма) ... Бульдя
Написал сценарии:
1. Постскриптум - 1993 (Исторический / Биографический)
2. Три дня вне закона - 1992 (Детектив)
3. Пьющие кровь - 1991 (Мелодрама)
4. Кровь за кровь - 1991 (Детектив)
5. Порох - 1985 (Киноповесть)
6. Ольга и Константин - 1984 (Лирическая комедия)
7. Колье Шарлотты - 1984 (Детектив)
8. Пароль - отель "Регина" - 1983 (Приключения)
9. Три дня праздника - 1981
10. Встреча у высоких снегов - 1981 (Исторический)
11. Служа Отечеству - 1980 (Исторический)
12. Шальная пуля - 1980 (Исторический / Биографический)
13. Девушка из легенды - 1980 (Исторический)
14. Последняя охота - 1979 (Драматическая история)
15. По следу властелина - 1979 (Приключения)
16. Родное дело - 1979 (Драматическая история)
17. На новом месте - 1979 (Киноповесть)
18. Близкая даль - 1979 (Мелодрама)
19. Кавказская повесть - 1978 (Драма)
20. Золотая мина - 1977 (Детектив)
21. Приезжая - 1977 (Мелодрама)
22. Горячие тропы - 1972 (Боевик)
23. Неожиданное рядом - 1971
24. Новые приключения неуловимых - 1968 (Приключения)
25. Один шанс из тысячи - 1968 (Приключения)
1. Калина красная - 1973 (Социальная драма) ... Бульдя
Написал сценарии:
1. Постскриптум - 1993 (Исторический / Биографический)
2. Три дня вне закона - 1992 (Детектив)
3. Пьющие кровь - 1991 (Мелодрама)
4. Кровь за кровь - 1991 (Детектив)
5. Порох - 1985 (Киноповесть)
6. Ольга и Константин - 1984 (Лирическая комедия)
7. Колье Шарлотты - 1984 (Детектив)
8. Пароль - отель "Регина" - 1983 (Приключения)
9. Три дня праздника - 1981
10. Встреча у высоких снегов - 1981 (Исторический)
11. Служа Отечеству - 1980 (Исторический)
12. Шальная пуля - 1980 (Исторический / Биографический)
13. Девушка из легенды - 1980 (Исторический)
14. Последняя охота - 1979 (Драматическая история)
15. По следу властелина - 1979 (Приключения)
16. Родное дело - 1979 (Драматическая история)
17. На новом месте - 1979 (Киноповесть)
18. Близкая даль - 1979 (Мелодрама)
19. Кавказская повесть - 1978 (Драма)
20. Золотая мина - 1977 (Детектив)
21. Приезжая - 1977 (Мелодрама)
22. Горячие тропы - 1972 (Боевик)
23. Неожиданное рядом - 1971
24. Новые приключения неуловимых - 1968 (Приключения)
25. Один шанс из тысячи - 1968 (Приключения)